Школа - это один из самых важных этапов в жизни каждого ребёнка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого - каторгой. Кто-то обзавёлся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит "школьная успешность"?
Врачи, психологи и педагоги отмечают, что за последнее время увеличилось число первоклашек, которые не могут адаптироваться к школе, не справляются со школьной нагрузкой и вынуждены возвращаться в детский сад, что само по себе является стрессом для ребёнка и его семьи.
На вопрос "Когда же отдавать ребёнка в школу?". Есть однозначный ответ - тогда, когда ребёнок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребёнок готов к школе, и зависит его успешность в школе.
Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе - это не показатель развитости ребёнка, это, в первую очередь, определённый уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Прежде всего, давайте, для лучшего понимания, исправим фразу "готовность к школе" на "готовность к обучению".
Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность.
Назовём эти компоненты так: "Ребёнок хочет учиться" (мотивационный компонент). "Ребёнок может учиться" (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
"Да разве ребёнок может хотеть учиться?"
На определённом этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребёнка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее.
Если к этому моменту у ребёнка не сформирован отрицательный образ школы (благодаря "заботливым" родителям, которые любую неуспешность ребёнка переводят во фразу "Как же ты такой в школе учиться будешь?!"), то он хочет пойти в школу.
"Да, он хочет пойти в школу", - говорят на приёме большинство родителей. И тут важно узнать представления ребёнка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет.
Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей (уже лучше, но тоже далеко от учебной мотивации); будут заниматься (совсем близко, но не совсем то, что нужно).
Когда ребёнок "хочет учиться", в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он ещё не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе (серьёзный повод задуматься родителям).
"Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?"
Обучаться - это не играть, это значит трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребёнок будет комфортно обучаться. В большинстве случаев - это постоянная необходимость отложить своё "хочу" и делать то, что "надо". Наличие такой способности, а также возможность ребёнка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определённую зрелость эмоционально-волевой сферы.
Здесь же можно сказать о готовности ребёнка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым.
Весь школьный режим - это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребёнка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации.
Школа - это процесс социализации, поэтому успешность ребёнка в школе очень сильно зависит от уровня "социального интеллекта" ребёнка.
"Социальный интеллект" - это способность ребёнка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).
Успешность адаптации к школе напрямую связана с самостоятельностью ребёнка (в группе риска гиперопекаемые дети). > Руслан Авзалов: "Он у нас очень умный - со всем справится!"
Часто родители под интеллектом понимают определённый уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребёнка.
Интеллект- это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения, навыки, а ещё конкретнее - способность обучаться. Действительно, дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда "запасы" истощаются, ребёнок может из успешного превратиться в неуспевающего.
И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться - с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.
Прежде чем учить ребёнка бегло читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ.
Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс - это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики.
Если ребёнок по каким-то причинам не готов к обучению, лучше со школой повременить. Если, прочтя этот буклет, вы всё ещё сомневаетесь, то определить готовность к школе вашего ребёнка поможет психолог в детской поликлинике или школьный психолог.
После того, как родители решат, что их ребёнок идёт в школу, актуальным становится вопрос выбора школы.
Многие хотят пойти в гимназию, считая, что это очень престижно, но ещё и сложно. Родители полагают, что ребёнок средних способностей, обучаясь в гимназии, будет тянуться за более успешными сверстниками.
В реальности всё оказывается наоборот. И, если ещё в начальных классах ребёнок очень старается "соответствовать" заданному уровню, то позже, когда заканчиваются силы, пропадает всякое желание учиться.
Находясь в условиях постоянного сравнения, при этом не в свою пользу, дети становятся тревожными, неуверенными в себе.
Очень важно реально оценивать способности своего ребёнка, а среда обучения должна соответствовать его возможностям.
Есть золотое правило, которое необходимо помнить: ребёнок всегда делает то, что ему нравится, а нравится ему делать то, что у него хорошо получается.
Именно тогда он чувствует себя успешным и будет хотеть учиться. > Руслан Авзалов: Отдавая ребёнка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ..., конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это всё нравится, это является дополнительной нагрузкой.
Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с какими-либо другими кружками и секциями.
Лучше дать ребёнку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.
Если Ваш ребёнок идёт в первый класс:
⁃ Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интересного", "будешь совсем как взрослый", "купим красивый портфель, форму").
⁃ Познакомьте ребёнка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
⁃ Приучайте ребёнка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
⁃ Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он - ученик, вы - учитель и наоборот).
⁃ Играйте в игры по правилам и учите ребёнка не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
⁃ Читайте ребёнку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
⁃ Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологические нагрузки.
Школа - это всего лишь ступень, но от того, каким на неё станет ваш ребёнок, зависит, то как он её перешагнет.